[ad_1]
Оценка: 6 из 10
Премьера третьего сезона антологии «Американская история преступлений» с подзаголовком «Импичмент» состоится на видеосервисе Амедиатека 8 сентября 2021 года. Режиссёр: Райан Мёрфи. В ролях: Иди Фалько, Клайв Оуэн, Бини Фелдштейн, Сара Полсон и другие.
Райана Мёрфи знают все. Его телевизионная продукция за последние несколько лет заполонила эфир настолько основательно, что о ней не слышал разве только тибетский буддист, у которого закончилась подписка на Netflix. Для остальных же имя Райана Мёрфи постоянно на слуху – он с какой-то сумасшедшей продуктивностью вечно чем-то занят: то режиссёр, то продюсер, то сценарист, то шоураннер, то наставник своих протеже, а зачастую и вовсе всё это вместе взятое. Начав с «Хора» и «Американской истории ужасов», Мёрфи нон-стопом выпускает новые сезоны, новые сериалы и новые фильмы пачками ежегодно. «Поза», «Королевы крика», «Вражда», «Политик», «Выпускной», «Парни в группе», «Рэтчед», «Голливуд», «Холстон», и это лишь верхушка списка. Киновселенная Райана Мёрфи разрослась настолько сильно, что постановщик уже в затолок дышит самому Кевину Файги, нежно покусывая его за мочку уха и нашёптывая тому о возможностях, кого из супергероев можно сделать нетрадиционной ориентации.
Закономерно, что такая работоспособность чревата ухудшением качества производимого контента. Мёрфи попросту исписался: все его темы, мысли и подтексты, связанные с репрезентацией ЛГБТ-сообщества на экране, уже повторены им же самим по несколько раз. Меняется лишь антураж – Золотой век Голливуда или фэшн-индустрия, психиатрическая лечебница или университетский политический кружок. Постепенно продукция Райана Мёрфи утомила даже самых ярых пропагандистов социальной справедливости, а критики и вовсе стали винить многостаночника в дурновкусии. Однако из несчитанного количества продолжающихся проектов остался у Мёрфи один, который отличался как высоким уровнем постановки, так и сильной, скрупулёзной сценарной работой, помноженной на отличные кастинговые решения. Этим проектом по сей день была антология «Американская история преступлений».
Третий сезон, добравшийся до зрителя после череды переносов лишь в сентябре 2021 года, получил подзаголовок «Импичмент». В нём рассказывается о давнем скандале с участием тогдашнего президента США Билла Клинтона и юной стажёрки в Белом доме Моники Левински. Скандал разразился в 1998 году, когда близкая подруга и сотрудница министерства обороны Линда Трипп, до этого тайно записывавшая все разговоры с Моникой, обнародовала их в суде по делу о сексуальных домогательствах со стороны Клинтона. Как это всегда у Мёрфи, актёры подобраны безупречно: Левински – сама невинность Бини Фелдштейн из «Образования», Трипп – постоянная соратница шоураннера Сара Полсон, Билл Клинтон – холодный Клайв Оуэн, а его жена, Хилари, предстаёт в образе Иди Фалько из «Клана Сопрано».
Первый сезон «Американской истории преступлений» был посвящён судебному процессу по делу спортсмена О. Джея Симпсона – то была впечатляющая деконструкция резонансного дела с глубоким, практически документальным погружением в исторический контекст. Затем вышла история об убийстве модельера Джанни Версаче, выделяющаяся всё ещё достойной сценарной работой и рядом запоминающихся художественных и дизайнерских решений. То, почему первые два сезона сработали беспрекословно, кроется в точке зрения Райана Мёрфи на известные события. Тогда он взял эти два громких криминальных дела в истории Америки и взглянул на них не через призму юридических байопиков, а как на социологический эксперимент, наглядно продемонстрировав зрителю то, какую роль в ключевых событиях 90-х годов сыграли расизм, сексизм, гомофобия и жаждущие наживы таблоиды.
На что раскрывает наши глаза «Импичмент»? По первым эпизодам делать заключения сложно, но уже сразу складывается впечатление, что перед нами самый обычный, сухой и вторичный, пересказ Википедии. Абсолютно то, что уже давно известно всем, что уже обсосали до косточек СМИ и ток-шоу. Тогда зачем нам всё это нужно? Даже Трамп уже не президент, чтобы как-то подвязать его и название сезона в какой-нибудь целесообразный околополитический дискурс. Ответ напрашивается неутешительный: истории о сексуальных домогательствах и о движении MeToo всё ещё держатся в тренде и способны привлечь определённую группу американских либеральных зрителей. Ни о какой художественной ценности, впрочем, здесь даже речи не идёт.
Подход Мёрфи к теме сексуальных домогательств уж очень лобовой, пошлый и кричаще публицистический. Для человека, чьи последние продукты представляют собой одноразовые социально-политические манифесты о равенстве и толерантности с сюжетом, высосанным из пальца, «Импичмент», возможно, является попыткой вернуться к сильным и актуальным историям. Однако в плане подачи и акцентировки такой темы ему бы поучиться у молодых – например, у Кити Грин, чья «Ассистентка» до сих пор остаётся лучшим кино эпохи MeToo.
Остаётся уповать пока что на единственную беспроигрышную особенность творений Райана Мёрфи, а именно на его умение собирать отличные актёрские составы. В данном случае все лавры заслуживают прекрасные дамы – Фелдштейн, Полсон и Фалько придают «Импичменту» главенствующее сцепление со зрительским вниманием. Но в целом же сериал заставляет задуматься об импичменте другого рода – а не пора ли неугомонному Райану Мёрфи уйти в отставку, пока ещё совсем не поздно? Как минимум отпуск ему бы точно не повредил.
Вадим Богданов, InterMedia
[ad_2]