[ad_1]
Недавно министр просвещения Сергей Кравцов объявил о модернизации системы воспитания в школах. Перемены вступают в силу в сентябре. Какие качества хотели бы воспитать у школяров, пока не сообщается, надеемся – полезные и добрые.
Не секрет, что отечественную систему образования часто критикуют. И, пожалуй, самая частая претензия общественников и родителей к современной школе – то, что школа не воспитывает. Мол, все воспитательные полномочия переложили на семью и улицу – пусть они и воспитывают. И вот, этот общественный посыл услышан: в школах внедряется новая система воспитания.
Многие откровенно ностальгируют по советской системе образования и включенной в неё системе воспитания: дети были заняты кружками и секциями, по окрестным улицам не болтались, жить было интереснее и открывалось больше возможностей для развития и реализации своих талантов.
И в этой ностальгии есть своя правда: как не вспомнить парусный клуб для ребят под началом детского писателя Крапивина, кружки литературного творчества, которыми руководили известные поэты и литераторы, мощные спортивные клубы, драматические студии, где делились опытом с ребятней знаменитые актеры и режиссеры и многие другие замечательные начинания.
И всё же, увлекаясь воспоминанием лучших моментов прошлого, мало кто припоминает и темные стороны советского воспитательно-образовательного процесса. Почему-то нами забыты тотальная идеология в школах и даже детских садиках, которую насаждали навязчиво и грубо.
Пропаганда против религии, главным образом, против православного христианства – скажем, за ношение нательного крестика младшеклассникам грозило отлучение от октябрятской организации, а более старшим детям – от пионерской.
О крещении в храме, о празднике Пасхи с детьми родители боялись и думать. И это тоже было частью системы воспитания, одобряемой государством.
Конечно, сейчас речи о таком (в прямом смысле безбожном) воспитании нет. Но то, что школа будет больше заниматься вопросами воспитания учащихся – еще одна тенденция, которая говорит о постепенном возвращении к советской системе образования с ее плюсами и минусами.
Да, советская школа – это была настоящая школа. Школа академической педагогики и больших практических воспитательных наработок известнейших на весь мир специалистов в своей области. Но каким будет возврат на новом витке? Что реально изменится?
Родителей беспокоит этот вопрос. Пока что известно, что в каждой школе появится своя программа воспитания и календарь воспитательных мероприятий. Будет ли этот пакет документов разительно отличаться от более привычного всем плана воспитательной работы?
Будет ли наполнен глубиной и содержанием, или просто документ сменит форму изложения, и к нему приколют новый титульный лист? Вдруг бумага станет очередной бумагой, и только?
Изменится ли что-то в жизни наших детей, или они формально будут участвовать в мероприятиях и по-прежнему болтаться без дела и зависать в гаджетах? Этого мы пока не знаем.
Но, понимая особенности родного менталитета, можно предположить, что с нашей национальной «рвивостью» к исполнению новых высоких указов без перекосов и откровенно абсурдных начинаний не обойтись.
Как бы мы не перестарались в стремлении охватить занятостью сто процентов детей, бездумно вовлекая их в творческие, спортивные и познавательные объединения.
А значит, рискуя перегрузить занятиями, не учесть индивидуальные особенности, сгубить реальные таланты. Помнится, в советские годы так охватывали пресловутым «профчленством». Но это – взрослые. А это – наши дети.
Беспокойство вызывает и качество дополнительного образования в школах, и уровень большинства мероприятий для детей, где содержание уступает стремлению развлечь и развеселить, а всякий приглашенный в школу интересный собеседник теряет свой колорит при сравнении с ярким аниматором.
Что мы сумеем рассказать и показать нашим детям, чему научить и что воспитать?
Рекомендовано при составлении программы воспитания идти от ребенка, его нужд, запросов и интересов. Казалось бы, предложение полезное, дельное и вполне демократичное. Но, если детально поговорить об уровне культуры современных детей и подростков, то всем станет понятно: только от детских запросов идти нельзя, так мы вообще культуру загубим.
Идя на поводу у стремлений и желаний нового поколения, можно многое растерять – кино – низвести до клипа, литературу – до поста в соцсетях, живопись – до дизайна этикетки на бутылке газировки, и так далее.
Значит, программы должны составляться заинтересованными людьми, не чуждыми современной культурной жизни во всей ее многополярности, разносторонне образованными, развитыми эстетически, понимающими, что такое этика при работе с детьми.
И, конечно, среди наших педагогов такие одаренные люди есть. На них и вся надежда.
Как сообщают СМИ, проект внедрения программ по воспитанию уже начался в десяти пилотных регионах России.
На начало учебного года две с половиной тысячи специалистов в сфере школьного образования приобретут новый статус советников директоров школ по воспитанию. Все они, оказывается, уже прошли подготовку на базе легендарного лагеря “Артек” и составили представление о том, чем им предстоит заниматься в ближайшее время.
Министр просвещения С. Кравцов в плане воспитания предлагает максимально погрузить школьников в «позитивную повестку». Что это означает и что имел в виду Сергей Кравцов – пока до конца не ясно.
В широком детском понимании позитив – это веселье, развлечение без границ, «Тик-Ток» в телефоне во время урока. Такого рода позитив – и с этим согласны многие родители и учителя – ребёнка рассредоточивает, ему всё труднее концентрировать внимание и воспринимать серьезный материал.
Так какие же позитивные установки предполагается дать школьникам? Как всё это будет выглядеть в реальности? Чем слово наше отзовётся? Пока что у родительского, да и у педагогического сообщества к новшествам одни вопросы.
Но не будем забывать о главном. Делегировать школе все воспитательские полномочия было бы в корне неправильно. Школа – это далеко не вся жизнь юного человека, не все его чаяния, интересы и намерения. В нашей традиционной и всё еще во многом патриархальной стране традиции совсем другие. И, если продолжать следовать им, то всё самое лучшее в детях испокон века формировала семья.
Кстати, многими наработками в сфере воспитания могут поделиться и воскресные школы. И хотя православное воспитание в школе невозможно, а сам разговор о христианстве с детьми у школьной доски может состояться только с культурологической точки зрения ( таковы уж требования школьных нормативных документов), но кое-какие принципы можно и почерпнуть.
Нам же, родителям, хочется посоветовать самим себе не перенаправлять ответственность за воспитание ребёнка школе и государству. Не лишать детей самой главной пищи для сердца, ума и души – доброго семейного общения, сердечного разговора.
Ведь никакие нотации, а впрочем, как и мероприятия, развлечения и занятия по большому счету не воспитывают. И, как считают православные педагоги и психологи, а также святые отцы – воспитатели всех народов и времен – единственно верный инструмент воспитания – это взаимное понимание и любовь.
Дайте это ребенку, и ваше воспитание в прямом смысле будет питать его и послужит ему верной точкой опоры на всю жизнь.
Валентина Патронова
[ad_2]