[ad_1]
Оценка: 7 из 10
Российская премьера французской драмы «Суперзвезда» состоялась на 6-м кинофестивалеStrelka Film Festival by KION. В прокат лента выходит 14 октября 2021 года. Режиссёр: Брюно Дюмон. В ролях: Леа Сейду, Бланш Гарден, Бенжамин Биолэй и другие.
Брюно Дюмон – режиссёр, обладающий ярко выраженным самобытным стилем, занимающий важное и заметное место на современном кинематографическом ландшафте Франции, но при этом автор, продолжающий раскалывать своими фильмами аудиторию напополам. За всю свою карьеру, начавшуюся 25 лет назад с триумфа в Каннах, Дюмон не снял ни одной картины, имевшей либо безоговорочный успех у зрителей, либо разочаровавшей фестивальную публику. И пусть чаще всего его фильмы работают по принципу «люблю или ненавижу», можно закономерно сделать вывод, что творчество Брюно Дюмона не способно оставить равнодушным никого. Уже за это режиссёра можно ценить на вес золота.
Дюмон, однако, не собирается почивать на собственных лаврах, снимая похожие друг на друга фильмы с перекрёстными темами и общей отстранённо-поэтичной стилистикой, принёсшей ему когда-то мировое имя. У него в послужном списке есть и нетипичный байопик про бывшую любовницу Родена, скульптора Камиллу Кродель, напоминающий скорее «Хрусталёв, машину!», нежели консервативные ленты в духе «Фриды». Есть и музыкальная дилогия – история про Жанну д’Арк в стилистике рок-оперы, и историческая плутовская комедия абсурда, и даже собственный детективный телесериал в двух частях.
Его новый фильм с намеренно помпезным и громким названием «Франция» (опошленным до безобразия нашим прокатчиком до «Суперзвезды» – к чему, в принципе, сам режиссёр отнёсся бы с иронией) можно смело считать ещё одной попыткой отойти в сторону. В сторону, как выяснилось, Рубена Эстлунда и Армандо Ианнуччи – на территорию социально-политической сатиры, где Дюмону, по правде говоря, не очень комфортно находиться.
Красавица Франс де Мер (Леа Сейду) – журналистка номер один во всей Франции. На пресс-конференции с Макроном она смело и нагло упрекает президента в беспомощности (Дюмон в этой сцене играет в Земекиса, компьютерно вписав историческую личность в вымышленную реальность фильма – представить такой художественный жест в отечественном кино попросту немыслимо). Этот инцидент только укрепляет позиции Франс в медиа, поэтому ей выделяют собственное телевизионное шоу в праймтайме: для него она снимает эксклюзивные репортажи из разных горячих точек – из лодки с беженцами или из обстреливаемой террористами деревни. Перед смелостью и харизмой Франс никто не может устоять, но однажды она на машине сбивает мигранта, и тут её жизнь потихоньку начитает идти под откос.
Синопсис неспроста нашёптывает, что есть в «Суперзвезде» ещё и нотки «Код неизвестен» Ханеке, и последних фильмов Аки Каурисмяки – «Гавра» и «По ту сторону надежды», однако тему «у привилегированных богатых белых французов случается кризис личности после драматической встречи с мигрантом» Дюмон вычерчивает по-своему – с фирменным цинизмом. Хотя, конечно, «Суперзвезда» у него получилась не настолько злой сатирой, как «Кенкен» или «В тихом омуте», и его коронная мизантропия здесь не такая концентрированная, как во «Фландрии» или «Вне сатаны». Да что там уж говорить, в общем и целом, «Суперзвезда» — это самый нетипичный для Дюмона фильм Брюно Дюмона.
Выделяется он в первую очередь несвойственной французу стерильно-глянцевой визуализацией, смахивающей на среднестатистическую телевизионную постановку. От подобного сюжета ожидать гротеска «Камиллы Клодель», экспрессивности «Омута» или на крайний случай живописности «Хадейвейх», самого красивого фильма режиссёра, конечно же, никто бы не стал. Но всё же «Суперзвезда» снята слишком академично для презирающего такую академичность Дюмона. В этом можно было бы попытаться разглядеть умысел – безжизненно показать безжизненность современных французских масс-медиа, тонущих в собственном же лицемерии и цинизме, – подай его режиссёр тоньше и острее, но с этим у «Суперзвезды» большие проблемы.
Одна из особенностей кинематографа Дюмона кроется в его непревзойденной работе с персонажами и актёрами. Он любит раздевать своих персонажей до набора базовых инстинктов и архетипичных черт характера, достигая тем самых схожести с библейскими сюжетами и притчами с христианскими мотивами. Здесь же Дюмон обращается к стилистическому приёму, использованному им в «Человечности», он вооружается синекдохой, чтобы через образ главной героини очертить образ целой страны. Франс (для русского зрителя имя созвучно с названием страны не очевидным образом) предстаёт перед нами ровно такой, какой мы привыкли представлять Францию: красивой и элегантной, женственной и уверенной в себе, уязвимой и эмоциональной, оттого плаксивой и склонной к рефлексии. У неё много внутренних проблем и терзаний, натянутые отношения в семье и резкий гуманистический позыв в сторону бедного мигранта – всё это современная Франция, которую Дюмон олицетворил великолепной Леа Сейду.
У Сейду героиня, опять же, не типично «дюмоновская». Режиссёр вообще большой сторонник типажного кастинга, чаще всего приглашая на роли характерных, внешне специфичных непрофессионалов. Как правило, любимый дюмоновский персонаж – сельский дурачок (или дурочка) с животным набором чувств, примитивным мировоззрением и противоречивым моральным компасом. Но иногда всё же проскакивают профессиональные актрисы, исполняющие героинь с творческой натурой – Екатерина Голубева, Жюльет Бинош и вот теперь Леа Сейду, тем не менее, выбивающаяся из галереи режиссёра своей подкупающей неформатностью. Однако кино от этого хуже не становится, наоборот, многие его шероховатости затмеваются неземной красотой француженки, которая здесь всячески пытается оживить местами совершенно инородные мелодраматические эпизоды.
В середине фильма сатира, глянец и карикатура на мир современной журналистики внезапно отходят на второй план, уступая едва заметному проблеску искренности, гуманизма и созерцательности (как только действие переносится в швейцарские Альпы). В этих освещающих и бодрящих эпизодах Дюмон прослеживается в своей чистейшей форме – как постановщик с удивительно едким чувством юмора и несравненной наблюдательностью. Затем, правда, мы снова возвращаемся в мир притворства и двойственности, на которых «Суперзвезда», сравнительно неудачный и наименее радикальный фильм Дюмона, строит всю свою коммуникацию со зрителем, отчего в конечном счёте каждый останется по-своему обманут.
Вадим Богданов, InterMedia
[ad_2]