[ad_1]
Юбилейный 20-й кинофестиваль в Трайбеке прошёл с 9 по 20 июня 2021 года. Впервые за свою историю смотр вынужден был прибегнуть к гибридной модели проведения – в Нью-Йорке прошли живые показы с обсуждением (там же состоялась мировая премьера нового фильма Стивена Содерберга «Без резких движений»), а для международной прессы запустили специальную виртуальную платформу, на которой можно было ознакомиться с селекцией 2021 года.
В национальном конкурсе победила драма «Новичок» (The Novice) Лорен Хэлэвей про студентку первого курса, которая вступает в спортивную секцию по гребле своего университета и на пределе своих возможностей полностью посвящает себя спорту. Фильм напоминает «Одержимость» Дэмьена Шазелла и рассказывает о психических последствиях иррациональной гонки за самосовершенствованием. Исполнительница главной роли Изабель Фурман была признана лучшей актрисой фестиваля. Также у фильма награда за лучшую операторскую работу.
Приз зрительских симпатий достался триллеру «Catch the Fair One», продюсером которого выступает Даррен Аронофски. Лента повествует о бывшей боксёрше с индейскими корнями, решившей отыскать свою пропавшую сестру. Попутно она всё глубже погружается в криминальный мир Америки и впутывается в торговлю людьми.
В международном конкурсе победу праздновала грузино-русская копродукция «Брайтон, 4» Левана Когуашвили о похождениях грузинского экс-рестлера в Бруклине. Фильм также наградили за лучший сценарий и лучшую режиссуру.
Редакция InterMedia собрала для вас подборку из десяти самых любопытных фильмов с кинофестиваля в Трайбеке в одной большой обзорной статье:
«7 дней»
Режиссёр – Рошан Сетхи
За последние полтора года карантинного творчества мы уже по уши увязли в продукции качества ниже среднего, во многом потому что режиссёры таких фильмов чаще всего ленятся и используют формат скринлайфа, успевшего надоесть ещё до коронавируса. Однако карантинное творчество не всегда однозначно безнадёжно. Иногда его создатели проявляют креатив. Например, оборачивают всеобщую панику в русло комедийного жанра. Первая хорошая «ковидная» комедия была недавно показана на кинофестивале SXSW и называется «Эвакуация» (выйдет в российский прокат 12 августа), а вторая вот – отметилась на кинофестивале в Трайбеке.
«7 дней» Рошана Сетхи, во-первых, подкупает национальным индийским колоритом, а во-вторых, отличными комедийными ситуациями. По сюжету, как это водится в традиционных индийских семьях, девушка и юноша встречаются на специально подстроенном их родителями свидании. Он – педантичный, воспитанный, любящий порядок чистюля Рави (Каран Сони, более известный как Допиндер из «Дедпула»), она – милая, скромная, веганка, но не особо заинтересованная Рита (Джеральдин Вишванатан из «Чудотворцев»). Свидание проходит неловко, кажется, второго не будет, однако вмешиваются непредвиденные обстоятельства.
Правительство (всё происходит в Америке, конечно же) объявляет комендантский час и настоятельно советует гражданам оставаться дома. Рави в панике, напрашивается переночевать на диване, Рита позволяет, но с оговоркой, что между ними ничего не получится. Девушка тут же превращается в настоящую себя: пошлую, матерящуюся любительницу пива и жареной курочки, что принять уже давно влюбившемуся в неё Рави даётся нелегко. Но ничего, у них ещё впереди целых семь дней, чтобы узнать друг друга получше.
Получилась лёгкая и непринуждённая комедия в духе «Девочек» Лины Данэм, поднимающая вопросы национальной идентичности, связи современного человека с многовековыми традициями его народа и, конечно же, рассказывающая об этой странной штуке под названием любовь.
«Все мои друзья меня ненавидят»
Режиссёр – Эндрю Гейнорд
Британский комедийный ужастик «Все мои друзья меня ненавидят» сбивает с толку своей тотальной жанровой неопределённостью. Грань между комедийной и хоррорной составляющей здесь настолько тонка, что через неё отчётливо проглядывается главный источник вдохновения для режиссёра Эндрю Гейнорда – а именно творчество Йоргоса Лантимоса, потому что данный фильм – это вариация прошлогоднего ужастика «Кто не спрятался» Франко-младшего, если бы его поставил греческий любитель лобстеров.
Добросердечный, но бесконечно неуверенный в себе Пит принимает приглашение друзей-коллег по работе провести уик-энд в живописном английском поместье, чтобы отметить день рождения одного из них. Добираться до назначенного места пришлось с приключениями: то он заблудился на бездушных просёлочных дорогах, то наткнулся на жуткого бездомного мужика с собакой. Но ничего, Пит всё же добирается до роскошного поместья, хотя его там, кажется, никто не ждёт. Или «друзья» решили так над ним прикольнуться? Или здесь происходит что-то странное? Почему всё выглядит так фальшиво?
Кино постоянно заставляет гадать о том, что же, чёрт возьми, происходит вокруг. Друзья ли Питу все собравшиеся на самом деле? Что они задумали? Это, блин, комедия или нет? Где чёрный юмор, где триллер, где откровенная крипота? У Гейнорда всё смешано воедино. Даже из названия непонятно: «Все мои друзья меня ненавидят» — это факт либо чистая ирония? Чтобы понять, уж точно придётся досмотреть до конца.
«Бумага и клей»
Режиссёр – ДжейАр
Французский фотограф и художник, протеже Аньес Варды, попросту один из лучших людей на планете мсьё ДжейАр снял духовное продолжение восхитительного документального фильма «Лица, деревни» 2017 года. Грустно, что на этот раз без участия Аньес, но радостно, что таким образом продолжается её дело – ибо из ДжейАра вышел более чем способный ученик и попросту безмерно талантливый режиссёр.
Его фильм (проект, как указано в титрах) называется «Бумага и клей» и доказывает, что даже таким простыми средствами можно достичь счастья. ДжейАр колесит по миру и с помощью искусства превращает страшное в красивое, обыденное в уникальное. Например, на границе между Мексикой и Америкой, прямо вдоль высокого металлического забора он готовит в три раза превышающую этот самый забор фото-инсталляцию с изображением ребёнка, который, живя у самой границы, даже не подозревает, что где-то там есть войны, убийства и насилие. И вот тревожное место уже превращается в туристический объект, куда охотно съезжаются граждане с обеих сторон – фотографируются, общаются через узкие щели забора, а потом ДжейАр решает установить стол, как бы проходящий насквозь. И вот мексиканцы трапезничают с американцами, где-то с холмов наблюдает пограничная служба и даже иногда спускается выпить чаю с ДжейАром, потому что только настоящее искусство рушит любые границы и способно объединять людей, вне зависимости от их национальности и расы.
Это лишь одна из сюжетных арок фильма, другие в не меньшей степени зачаровывают гуманистическим подходом ДжейАра, его невероятная способность отыскивать человеческое и в колонии строго режима, и на французских улицах во время всеобщих погромов обескураживает и трогает до глубины души. Кроме того, попутно превращению мира в лучшее место ДжейАр рассказывает, с чего он начинал, что его вдохновляло и как вообще он стал тем, кем является сейчас. Подано всё это в лиричном ключе, нежно смонтировано и сказочно красиво визуализировано. Где-то там, на небесах, в тёплых объятиях Жака Деми, искренне радуется Аньес Варда за то, что «воспитала» такого чуткого и наблюдательного художника.
«Последний киносеанс»
Режиссёр – Пан Налин
«Последний киносеанс» — очаровательная лента из Индии про неукротимую силу кинематографа. 9-летний бедный мальчик из глубокой и бесперспективной индийской деревушки открывает для себя кинематограф и понимает, что жить без него больше не может. С его помощью парнишка ищет своё призвание, которое даст ему шанс выбраться из этой глуши и сотворить нечто великое. Пока же – он всё лето проводит в последнем местном кинотеатре, знакомясь с классикой национального кинопрома.
Да, кино настолько сентиментальное, как вам может показаться, но это не делает его плохим. Тёплая, наивная история, напоминающая и «Парадизо» Торнаторе, и «Хранителя времени» Скорсезе, и прошлогодний каннский сай-фай «Последние слова», так же повествующие о чудесной способности кинематографа спасать жизни и наделять их смыслом. Смотреть приятно, хоть по ощущениям фильм чуток и затянут. Неудивительно, что ленте Пана Налина в итоге отошёл второй на фестивале приз зрительских симпатий.
«Ложноположительный»
Режиссёр – Джон Ли
Студия А24 зарекомендовала себя во множестве жанров, особенно в жанре фильмов ужасов, в котором она выпустила немалое количество знаковых картин. Одна из них — безусловно, «Солнцестояние», которое упоминается в данном контексте не без причины. В дебютном фильме сериального постановщика Джона Ли «Ложноположительный» связующая ниточка с картиной Ари Астера заключается не только в общей производственной компании, но и в общем операторе – Павле Погоржельском, благодаря которому кино Астера выделяется белоснежно белой картинкой, а кино Ли – может прославиться настолько чёрными красками, что будто смотришь на дно бездны морской. Продолжение рецензии.
«Подъём»
Режиссёр– ДжессикаКингдон
Приз за лучшую документальную работу достался китайской ленте «Подъём» (или «Восхождение») Джессики Кингдон, получившей также на кинофестивале в Трайбеке режиссёрскую награду. Созерцательная картина исследует феномен так называемой «китайской мечты», суть которой – чем больше работаешь, тем быстрее твоя страна станет великой. В фильме, безумно красивом, показываются различные китайские производства, причём, иногда самые обычные – вроде производства пластиковых бутылок, а порой и откровенно забавные – такие, как создание секс-кукол. Китайцы могут сделать, кажется, всё на свете, и у запойного трудолюбия есть свои побочные эффекты. Кингдон показывает, как национальная политика губит рабочий класс своей страны в целях создания одной из сильнейших экономик в мире.
«Чистый»
Режиссёр – Пол Солет
Бородатый и выстриженный под «Острого козырька» Эдриан Броуди снялся в главной роли, спродюсировал и сочинил музыку к фильму «Чистый» — его версии «Таксиста», «Гран Торино» и «Тебя никогда здесь не было». Броуди играет мусорщика в небольшом американском городке на задворках страны, за плечами у него пережитый травмирующий опыт. В томных монологах, которые он разыгрывает у себя в голове, пока крутит руль автомобиля под дождём, герой рассуждает, что вокруг один мусор и пластиковые бутылки. В какой-то момент ему надоедают все эти молодые чернокожие наркоманы и гангстеры, никого не ставящие в авторитет, и он берёт в руки гаечный ключ и выступает в роли дождя, который должен смыть всю эту шваль с его улиц. Ах да, попутно он спасает подростковую девочку-сиротку…
Кажется очевидным, почему Броуди вцепился в этот проект: он увидел в нём большой драматический потенциал и шанс войти в один ряд с легендами вроде Де Ниро, Иствуда и Феникса. Но в итоге его фильм – как китайская реплика, собранная из запчастей разных марок, и лишнее напоминание, почему мы больше не видим Эдриана Броуди в хороших фильмах.
«Курсы итальянского»
Режиссёр – Адам Леон
Ванесса Кирби блуждает по Нью-Йорку и не понимает, кто она и что здесь забыла. У неё амнезия или сильное похмелье, кратковременная потеря памяти или она просто запуталась? Зритель блуждает вместе с ней и тоже не понимает, что происходит в фильме Адама Леона «Курсы итальянского» на протяжении всего хронометража. Героиню постоянно пришвартовывает к различным подросткам, среди которых она что-то или кого-то хочет отыскать. Смысла в фильме оказывается не много, зато поддерживая тотальное зрительское смятение невнятным повествованием, Леону удаётся настроить смотрящего на именно то состояние, в котором героиня Кирби находится весь фильм. Возможно, что-то в этом есть. Хотя, скорее всего, просто показалось.
«Ревущие 20-е»
Режиссёр – Элизабет Воглер
Два года назад француженка Элизабет Воглер дебютировала с фильмом-оммажем на Терренса Малика «Париж – это мы» (ищите на Нетфликсе). Там она выступала как режиссёр, продюсер, сценарист и оператор, последнее, конечно, впечатляло больше всего, ибо если и есть один неоспоримый плюс той картины, то он определённо в её внеземной красоте. Уже в своём дебюте Воглер продемонстрировала впечатляющее умение работать с открытым пространством, так как большинство сцен были сняты одним планом на оживлённых парижских улицах. В «Ревущих 20-х» она пошла дальше и сняла фильм целиком одним планом, запечатлев ковидный, но при этом всё такой же фривольный и романтичный Париж летом 2020 года. Получился лёгкий и воздушный антипод «Виктории», а ещё самое линклейтеровское one-take movie ever shot.
Полтора часа мы следим за тем, как различные парочки гуляют по солнечному Парижу (точка отсчёта – Лувр), болтают, смеются, спорят, делятся секретами. Камера сначала следит за одними, потом резко теряет в них интерес и переключается, к примеру, на двух девушек, спускающихся к набережной, и вот мы уже идём за ними и вклиниваемся в их разговор. Там мы встретим уже другую парочку и отправимся за ними в метро. Хореография, конечно, впечатляет – мы вместе с героями проходим чуть ли не половину Парижа, иногда лавируем в пробках на мопедах, иногда бежим по улицами под оглушающий дрим-поп.
Разговоры, как правило, пустяковые, скорее всего, сымпровизированные на ходу, отчего может сложиться впечатление поверхностности фильма целиком. Но в постоянном движении героев кроется вся суть кинематографа, которую на тех же самых улицах ещё Годар сакрализировал, показывая, что кино всегда было и будет про движение вперёд. Так и Воглер, не оглядываясь ни на ковид, ни на громадное кинематографическое наследие своей страны, мчится сломя голову по залитым солнцем парижским улочкам и поёт гимн окрыляющей свободе ото всех возможных рамок. И получается у неё действительно свободно, свободно в первую очередь от сюжета – как в «Бездельнике» Линклейтера. А ещё по-летнему свободно, отчего за просмотром фильма потрясающе легко дышится и до смерти хочется бросить всё и улететь в Париж. Ей-богу, только французы так умеют.
«Не сомневайся»
Режиссёр – Шарриф Корвер
Голландский военный триллер «Не сомневайся» про застрявший посреди пустыни конвой по завязке напоминает недавний замкнутый военный боевик «Форпост» с Иствудом-мл. и Блумом. Здесь тоже солдаты оказываются на вражеской территории, где со всех сторон их могут расстрелять. У небольшого отряда сломалась машины с дорогим оборудованием, троих солдат оставляют стеречь транспорт, пока не прибудут механики. В это время к ним приходит местный, не знающий языка и крайне враждебно настроенный парнишка. Между ним и солдатами выстраивается напряжённые отношения наподобие тех, что были в немецком фильме «Крушитель системы».
Де Пальма всё показал и рассказал о военных потерях раньше и жёстче Корвера, однако «Не сомневайся» кино всё же отлично снятое, чтобы пенять на его тематическую вторичность. Артхаусный 4:3 формат кадра придаёт фильму чуть больше эстетической красоты, которая, впрочем, достигается ещё и за счёт прекрасной операторской работы.
Вадим Богданов, InterMedia
[ad_2]