[ad_1]
Оценка: 7 из 10
Премьера российской исторической драмы «Совесть» состоялась в рамках Шанхайского кинофестиваля 15 июня 2021 года. Режиссер: Алексей Козлов. В ролях: Владислав Комаров, Александр Кононец, Василий Щипицын и другие.
Ленинград, 20-е годы прошлого века. Преподаватель права Борис Летуш – честный и принципиальный человек, пытающийся применять на практике постулаты собственного морального кодекса в работе следователя. Противостоя невиданному разгулу преступности в северной столице, он старается не забывать и о том, что самое страшное – пойти на сделку с собственной совестью.
Жизнь, однако, подбрасывает Летушу сложнейшую дилемму. Убивают его брата – адвоката, на которого Борис всегда старался равняться. Поклявшись во что бы то ни стало найти душегуба, дознаватель нападает на след матерого преступника Пантелеева, который может указать на убийцу. Поверив рассказам бандита, Борис Летуш рискует совершить самую большую ошибку в своей жизни.
История беспрецедентного побега Леньки Пантелеева из ленинградских «Крестов» до сих пор мало кого оставляет равнодушным. Уже закрылась в 2017-м сама тюрьма, но события почти столетней давности продолжают обрастать все более невероятными подробностями. В наш век тотальной конспирологии и бесстыдного хайпа все чаще звучат версии о том, что за этим побегом стояла либо таинственная пиар-акция правоохранительных органов, либо инициированная предположительно ими же замысловатая многоходовочка.
На этих домыслах и решил сыграть режиссер Алексей Козлов. На таком благодатном материале он мог бы сделать остросюжетный детектив с элементами альтернативной истории. Но на выходе мы получаем неторопливую экзистенциальную винтажную черно-белую драму, больше напоминающую сюрреалистический кошмар. Интригующие зацепки рассыпаются на глазах, не успев как следует увлечь зрителя, приметы времени растворяются в горячечном сознании Бориса Летуша, почва то и дело уходит у зрителя из-под ног.
Есть ощущение, что именно такого эффекта Козлов и добивался. Его задачей, вероятно, было, оставить каждого из нас наедине со своею совестью, а то испытание может выдержать далеко не каждый. Но даже само понятие совести в фильме то и дело рассыпается в пух и прах. На ум порою даже приходит хрестоматийная новелла Рюноскэ Акутагавы «В чаще», где предлагается масса взаимоисключающих выводов из, казалось бы, однозначной с моральной точки зрения ситуации.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что акцентуация Бориса на жажде справедливости граничит у него с патологией. Одной из ключевых в этом смысле является сцена визита Летуша к психиатру, дающему клиенту довольно специфические советы. Нам явно намекают, что следователь слишком зациклился на чувстве мнимой вины перед братом – примерно, как у Высоцкого: «Он был проще, добрее, ну а мне – повезло». А в том случае вина способна заглушить даже совесть. Причины этого релятивизма зашифрованы в официальном слогане фильма, позаимствованного из Достоевского (чей бюстик стоит у Летуша на столе): «Когда Бога нет, то можно всё».
Как известно, в мире без Бога на место Всевышнего обычно водворяется слепой Рок. Не стоит удивляться, что и «Совесть» в финале превращается в аналог древнегреческой трагедии. Ведь из той каши, которую заварил Борис Летуш, безболезненный выход вряд ли возможен.
Денис Ступников, InterMedia
[ad_2]