[ad_1]
Очень часто родители обращаются к психологу из-за нехватки самостоятельности у их ребёнка.
Почему дети вырастают несамостоятельными. 10 причин от известного психолога.
«Во многих семьях происходят перекосы. К примеру, 7-летний ребенок сам в школу собирается, может себе бутерброд сделать. В то же время дети, которым 16 лет до сих пор будит мама. Это свидетельствует о том, что родители не давали ребенку возможности быть самостоятельным», — говорит психолог.
10 причин, по которым ребенок может быть несамостоятельным.
— Возрастные особенности.
По возрасту, есть вещи, которые даются ребенку достаточно сложно. Допускайте, что в определенной зоне ребенок несамостоятельный просто потому, что вы его чему-то не научили и не показали. Правильно и терпеливо научите его это делать.
— Потерян период естественного желания ребенка быть самостоятельным.
С 3-4 лет ребенок начинает говорить: «Я сам». Но родители на это нередко отвечают: «Мне проще самому сделать». Если этот момент потерян, то в 13-15 надо приложить титанические усилия, чтобы ребенок стал самостоятельным.
— Избыточное давление.
Самостоятельность передают слишком рано. Ребенок еще не готов, а родители постоянно: «Давай, ты уже взрослый, ты уже можешь». В этом случае нельзя спешить. Важна постепенность и определенный период обучения.
— Гиперопека.
Не стоит помогать ребенку составлять портфель, носить его в школу, выполнять домашние задания за детей. Дайте им возможность самим сделать бутерброд, помыть посуду. Если этого не делать, то у родителей 14-15-летних детей возникает вопрос: «Почему он или она ничего не делает? Не убирает в комнате, не моет посуду?».
— Нет режима.
Самостоятельность — навык, который натренировывается. Должно быть что-то стабильное, постоянное. Тогда это перейдет в навык и привычку. Детям, особенно младшего возраста, очень важно, когда что-то постоянно происходит. Тогда это становится понятным и простым.
— Отсутствие родительского примера.
Дети «зеркалят». Бывает, приходит мама и говорит: «Ой, у меня сын такой несамостоятельный, вещи свои разбрасывает». Спрашиваю: «А папа как себя ведет?» — «Ну, так же». Если детей учите одному, а сами делаете по-другому, то сложно будет добиться, чтобы у ребенка была эта зона самостоятельности. Родители должны быть образцом желаемого поведения.
— Чрезмерная критика.
Многие критикуют по любому поводу: «сядь ровно», «расправь спину», «почему горбишься?». Понаблюдайте, сколько раз в день делаете замечание. Если критики слишком много, то у ребенка несамостоятельность может быть, как определенный протест.
— Отсутствие положительного подкрепления.
Когда ребенок самостоятельно что-то делает, это надо замечать, потому что со временем у него может пропасть интерес. На начальных этапах новой для ребенка самостоятельности детям нужен интерес для того, чтобы делать это дальше. Круто, если у родителей поддерживающая позиция и они не забывают хвалить ребёнка. Это будет вдохновлять его становиться еще более самостоятельным.
— Недочет.
Если один из родителей или оба едут, например, на заработки, для ребенка это болезненная разлука. Тогда несамостоятельность может быть компенсацией. Набирайтесь терпения. Нужно проработать этот негативный опыт с психологом и двигаться дальше.
— Многократное повторение одного и того же.
Если родители делают постоянно одни и те же замечания, мозг начинает воспринимать слова, как шум. Дети перестают на них реагировать. Меняйте стратегию. Придумывайте новые фишки, чтобы ребенок это слышал.
[ad_2]