[ad_1]
Перегружаем школяра занятиями, думая, а вдруг станет выдающимся, гением? Правы ли мы в родительском стремлении воспитать ребёнка талантливым поэтом, писателем, музыкантом, художником? Будет ли ему это духовно полезно?
«Тренингов роста» для юных поэтов и писателей множество. Чему они только не учат – работе с текстом, теории литературы, основам стихосложения, – многим полезным вещам. Но всё ли можно передать новому поколению в виде сжатой информации? Преподать в ускоренном режиме, за две недели, с гарантированным результатом приобретения новых навыков?
Есть понятия тонкие, неуловимые. То, что передается только через душевный контакт, выражается самоотдачей, примером, харизмой. Рождается из искреннего непрактичного желания поделиться умениями, взглядами, культурным багажом. Увы, теперь это редкий, непопулярный подход…
Открываем цикл очерков и бесед с интересными людьми на непростую и неоднозначную тему «взращивания талантов». Первый собеседник – Татьяна Никологорская, московский поэт, журналист, у которой в 80–90‑е был необычный творческий опыт работы с детьми.
Немного о собеседнике
Сайт поэтов МГУ сообщает: Татьяна Андреевна Никологорская родилась в семье инженеров радио в 1951 году, её родной город – Москва.
«…В 1974 окончила факультет журналистики МГУ. Работала в районной газете, журналах, издательствах Москвы. В течение многих лет вела юношеские литературно-творческие студии, в том числе при Московском городском дворце пионеров и школьников, факультативы при школах, музеях и гимназиях.
Имеет множество публикаций в газетах и журналах России; профессиональный эссеист. Неоднократно участвовала в радио-композициях на различных радиостанциях, более всего – на радио «Орфей».
Её стихи печатались в газете «Московский комсомолец» (первая публикация), альманахах «День поэзии», «Поэзия», «День и ночь» (Красноярск), журнале «Молодая гвардия» и др., звучали по радио.
Автор сборников стихов «Серебряный бор» (1981), «Есть музыка» (1987), «Прощание с учениками» (1989), «Строгая юность» (1990), «Подземка» (1999), «Девочка жизнь» (2000), книги стихов и прозы «Вера!..» (2008), “Вселенская гостиница” (2010). Член Союза писателей России и Союза журналистов Москвы».
Татьяна Андреевна тонко чувствует поэзию и верит, что рождается она в мире «вечного» ребенка, и что настоящее детское счастье – в творчестве.
Апрельский кадр
Фото, по которым Татьяну Андреевну узнают читатели в Интернете, не так много. Вот это, например, сделано в 1989 году, в апрельской рощице рядом с метро «Алексеевская». Снимал фотограф из «Молодой гвардии».
Кадр появился накануне выхода четвертого сборника стихов. Татьяне Никологорской тридцать восемь – время поэтического расцвета, пика творческих способностей и идей.
Где и как можно было гармонично сочетать обращение к детству, любовь к поэзии, музыке, изобразительному искусству? На тот момент – в необычной литературно-кружковской деятельности.
Время конца 70‑х , 80‑х, начала 90‑х было временем вдохновения, обновления, иллюзии свободы. Делиться с юными умами полезным опытом, не сильно рассчитывая на заработок, но получая бесценный эмоциональный отклик, для увлеченных людей вроде Татьяны Андреевны было естественно.
Городской Дворец пионеров и школьников, теперь известный как Московский городской дворец детского (юношеского) творчества. Встречи с детьми и подростками, захватывающие занятия и общение начались с 1977 года. Этот период Т. А. Никологорская определяет одним, но емким словом – счастье.
Помнится, из-за неразберихи и неустройства перестроечных лет Никологорская целый учебный год работала с молодыми дарованиями без зарплаты, на энтузиазме и внутреннем горении.
«И тогда мало кто понимал, для чего, зачем, но это была моя радость, отдушина. После сумбура и нервной обстановки в издательстве я «отмывалась» душой, приходя к детям. Глотала свежего воздуха. Мы говорили на одном языке, нам было хорошо, интересно вместе», – вспоминает она.
«Увы, после ухода из МГДП и Ш моей руководительницы Ф.Т. Декстер (Рукуновой) кружок перестал существовать – кому-то помешал наш вольный некорыстный литклуб. Не могу сказать, что это было для меня большим серьезным делом. Моя профессия – очеркист, мое призвание – поэзия, а Дворец пионеров – для души», – замечает она.
В кружке Татьяна Андреевна была совместителем, вела младшую и старшую группу школьников, но и потом выросшие и окрепшие питомцы продолжали слетаться под ее крыло.
Почему слетались, приезжали домой – даже те, тридцатилетние, кто был кружковцем со второго класса? Что притягивало?
Может, срабатывала известная формула: учиться можно только у того, кого любишь, кто тебе интересен. Сильная яркая личность, творческая харизма и искренность – то, что ребёнок и юноша угадывает чуткими рецепторами и за чем идёт. И его не обманешь.
Поэтому и учились у Никологорской. Те, кто вырос на молоке ее творческой энергии и увлеченности литературой, музыкой, живописью, говорят о кружке с ностальгией.
Как это было? Здорово, незабываемо! Так до сих пор вспоминают ученики Татьяны Андреевны – мальчишки и девчонки того времени, которым сейчас не меньше пятидесяти. Похоже, уроки поэтической свободы пошли им на пользу.
«Среди моих ребят, которых искренне любила как юных братьев и сестер, немало талантливых. Например, поэт Игорь Караулов, ныне автор нескольких сборников и отец семейства (в Сети его можно разыскать на «Вечернем гондольере»).
Среди лучших – и прозаик и журналист Владимир Севриновский, и Дима Другов, и Алеша Селиванович, и Марина Горяченкова, и Александр Будницкий, известный в интернет-сообществе как сатирик и публицист, и поэт Николай Забелкин. Все они – люди неслучайные в мире слова”.
Пандемия нелюбви
С кружком и клубом Никологорская давно простилась. Один из ее поэтических сборников, вышедший в издательстве «Современник», называется «Прощание с учениками».
По словам Татьяны Андреевны, сегодня она – обычный пенсионер, живет анахоретом. «Ныне я оторвана от беговой дорожки бешеного века, но в культурном интернет-пространстве присутствую», – делится поэт.
Сайт М. Мошкова “Ресурс писателей”, сайт “Поэты и поэзия Московского государственного университета…”, “Стихи. ру” – вот неполный перечень мест, где можно почитать поэзию Никологорской. В соцсетях немало аудиозаписей ее голоса: Татьяна Андреевна читает стихи, собственные и других авторов.
«В Интернете недавно появилась подборка стихотворений “Пандемия”, – сообщает она. Открываешь старые и новые стихи. Нет, в обыкновенность автора не верится.
***
…Мне жалко бессмертную Душу свою,
А вовсе не эту себя!
(Кто нам подарил упоенье в бою?
Жила я, весь мир Твой любя!)
Мне жаль непокорную Девочку Жизнь,
Доверье и свет синевы,
Что, может, помилует чистую высь,
И вас,
И цветы средь травы…
22 февраля 1996
***
Мы – частички с в я т о г о.
Мы – кровинки Отца.
Мы – и струны, и слово,
И душа без конца!
***
Памяти писательницы Александры Бруштейн
Заблудившимся средь кутерьмы
Вечно кажется утро ненастьем.
Но кораблики Света Весны
Всё ж упрямо наполнены счастьем.
Юность пройдена. Тянется жизнь.
Новогодья осыпалась ёлка…
За кораблик небесный держись,
Пусть уколет о Детство иголка!
Не ищи ни друзей, ни врагов,
Ни здоровья – игрушки последней.
Ты за парус держись облаков,
За надежду, что сердца бессмертней.
Да, – за веру в нелепость идей,
За дорогу, за чарку святую…
Хоть бы нынешних глупых детей
Не повергло в Войну Мировую!
Заливается солнцем февраль,
Приближая не время, а вечность.
Всё – вперёд, всё, как в юности – вдаль…
На кораблике флаг: «Человечность».
Зима 2016 г.
***
Стихи – как зеркало годов,
Письмо себе,
Цветы не найденных садов,
Поклон судьбе.
Зима седая за окном,
Свинец небес.
А в голове – весенний гром
Да летний лес…
Что за пандемия поразила мир – эпидемия бессердечия, нелюбви? И как преодолеть ее глобально, с чего начать? Противоречивая жизнь души – главная тема поэта, и неудивительно: Татьяна Андреевна – потомок священников старинного рода, есть в нём и свой святой – новомученик иерей Михаил Никологорский.
Дед, священник Александр Никологорский, накануне и после революции подвизался в московских храмах. Начинал служение в храме на Якиманке. Церкви давно нет, но улица сохранила название родного пепелища. Потом в сане иерея отец Александр служил в церкви на Большой Грузинской… О предках Т. Никологорская увлекательно пишет в одном из изданий, уцелевшем только в электронном виде – в журнале «Природа и человек».
На «голой душе»
Сама поэт не считает, да и не считала себя неким учителем – человеком, способным к назиданию, обучению, «формированию навыков» и прочим умениям и дарованиям.
«И в счастливые 70‑е — 80‑е я никаким педагогическим образованием не обладала! – делится она. – Вела уроки на «голой душе» – без методик и систем».
Как удавалось разбудить творческие силы в учениках? Чутьем, наитием. «Я просто отдам вам всё, что знаю и люблю, а вы делайте с этим, что хотите…», – как говорил один из любимых писателей Татьяны Андреевны Михаил Пришвин.
«Таскала ребят в Консерваторию и музеи, ходила с ними в походы, выпускала стенгазеты, ставила доморощенные спектакли», – скромно описывает занятия Татьяна Андреевна.
Но и из этого краткого перечня можно заключить – для детей и подростков это была насыщенная жизнь, отдельная от школы, быта, дома и двора. Кружок выходил за рамки отведенного на него времени и пространства. День мог продолжиться спонтанным разговором или чаепитием, спектаклем или концертом.
Никологорская старалась помогать юным дарованиям вне занятий – добровольно возилась с детскими и юношескими публикациями, пристраивая их в СМИ, подключала к этому знакомых журналистов. Одному из подопечных подготовила к печати авторский сборник. Порой удавалось устраивать чтение стихов молодых собратьев по перу на радио.
Некоторые ученики до сих пор помнят наизусть любимую пришвинскую цитату Татьяны Андреевны (она взята из писательского дневника): «Сколько поэзии и философии клубится в ребенке, и куда это всё у взрослых людей девается?»
Для хорошего начала важно поверить в свои силы. И она помогала по-настоящему поверить в себя – почти по Киплингу – «наперекор вселенной – и маловерам отпустить их грех».
Впрочем, маловеров не было! В учеников Никологорской верили. Уровень её воспитанников удивлял понимающих в поэзии взрослых.
Чему удивляться: дети и подростки, а потом и молодые люди из-под её крыла творчески подрастали в компании особенных людей. «Блок, Фет, Маршак, Тургенев, Есенин, Шукшин, Рубцов, Твардовский, Ксения Некрасова, Володя Полетаев, Юрий Нагибин повсюду «сопровождали» нас.
И всего более – Пришвин и Паустовский!» – не без гордости перечисляет она.
«Сделать ребенка поэтом? Нет, это дар Божий»
Так можно ли воспитать поэтами? Никологорская замечает: «Наверное, ребенка можно воспитать интеллигентным, образованным человеком, внушить ему определенные этико-эстетические нормы жизни. Но способность сочинять стихи – это дар Божий, поцелуй в темя из Космоса. Дару невозможно научить.
Литстудия, кружок, факультатив могут лишь поддержать зазеленевший росточек творчества, удобрить почву да плеснуть воды к корням будущего деревца.
Можно рассказать о технике стихосложения, поправить стиль, ритм и метр в виршах ученика. Но импульс творить – всегда врожденный! Это как природа, цвет глаз или кожи.
Да, воспитать поэтом вряд ли удастся. Но обнаружить вовремя и развить дар возможно. Так что детям (а подросткам особенно) можно и нужно читать классику вслух, в том числе, лучших поэтов ХIХ и ХХ века
Надо прививать вкус и поэтический слух, пока не поздно, приучать ценить истинно прекрасное, а не паршивые сериалы и «стрелялки» в телефонах и планшетах.
Надо развивать всё это, иначе мы потеряем поколение живых душ и получим биороботов»
И все же, при всей точности высказывания, у Никологорской читается и иной, более мягкий и поэтичный взгляд на вопрос. В стихах Татьяны Андреевны звучит рефреном и главной сердечной мыслью, что детская душа по природе близка к поэзии. А потому развитие поэтического восприятия в ней не будет напрасным:
Подземка
Кто-то пишет на вагонных
Схемах линий, в суету
Нищих будней, век драконий –
Милоту и доброту:
«На юг переезжает
Грачиная семья.
Грачонка провожают
Все школьные друзья».
Кто ты, друг мой? Дай ответ свой.
Имя, имя! Нет, как нет.
Карандашный почерк детский –
На подземке страшных лет.
Твой двойник – иконописец.
Чистоты твоей ушат
Беззащитно льётся в числа,
Что от ужаса дрожат.
Эй! Защитник одиноких!
Напиши ещё стихи –
Про ежонка, про сороку,
Васильки и лопухи!
Погляди открытым сердцем
В обезумевший народ,
Не боясь подсыпать перца
В милицейский огород.
Проходи сквозь строй, князь Мышкин
Или Принц Экзюпери…
Будь упрямым, шалунишка,
Но храни себя, храни!
Вызывай мою улыбку,
Юный бог среди горилл.
…Коль исчезнет почерк зыбкий –
Значит, мир тебя убил,
(15 апреля 1996)
Дилемма
Всего несколько занятий «лито» при Музее Паустовского в Кузьминках, а помнится десятилетиями.
«…Когда «перестройка» перешла в «перестрелку», открытое противостояние века нового и минувшего, я утащила часть бывших учеников, уже студентов, в домик XVIII века, чудом уцелевший в парке, где нам позволили провести несколько творческих встреч. Затем нас и там «отлучили»», – вспоминает Никологорская.
«Писатель В.И. Порудоминский, ныне 92-летний, с которым я поддерживаю связь (он теперь живёт в Кёльне), на заре нашей молодости обмолвился: «Ты хочешь заниматься с детьми? Похвально. Только учти, что они иногда очень обижают».
Его слова оказались в чем-то провидческими, и чаще наносят обиды именно те, в кого верил, кого баловал, идеализировал, с кем носился, кем восхищался», — замечает она.
И всё же, есть ощущение ненапрасности сердечного труда. Например, когда успехи бывших кружковцев, их публикации в печатных и электронных СМИ долетают до учителя. Ведь радостно – быть причастной к раскрытому дару ученика.
Эти стихи Татьяны Никологорской, казалось бы, состоят из противоречий. Может, время такое, сплошной оксюморон? Но вчитаешься – и всему веришь – и стремлению отпустить, и желанию мысленно притянуть к себе.
Дилемма
Уходите от школ и от нянек.
Уплывайте от старых криниц.
Пусть иная стезя перетянет.
Перед прошлым не падайте ниц.
Поменяйте своих педагогов
На других мудрецов череду –
Уверяю: их много, так много
В этой жизни.
И в книжном ряду.
Не теряйте себя и растите,
Не цепляясь за детство и ложь…
Ах, простите за слово! Простите:
Был тот мир инфантильно хорош.
И когда вы устанете очень,
Оглядевшись в своей пустоте,
То прекрасных наставников очи
Возвратят в академии те,
Где любили вас так, как умели,
Угощая теплом и чайком,
Не всегда понимая, жалели…
Но гордились и вслух, и тайком,
Каждым вашим успехом, строкою,
Отпуская с надеждой в полёт.
Перед самым последним покоем
Возвращенье к истокам грядёт.
Окликайте своих педагогов.
Навестите их тёмной зимой.
Им ведь надо немного, немного.
Мало надо им, Боже Ты мой…
(15.02.2017, Свиблово)
Записала Валентина Патронова
Фото из архива Татьяны Никологорской и ее воспитанников
[ad_2]