[ad_1]
Как часто мы сталкиваемся с тем, что ребёнок не хочет что-либо делать по дому, отговариваясь тем, что дело скучное. Что это – проявление лени, тяга к праздности или «звоночек» родителям о важных душевных потребностях ребенка?
В своем видео-блоге на тему детского труда и праздности, а также неочевидных для нас внутренних мотивов ребенка размышляет священник Никита Заболотнов – многодетный папа, специалист в области воспитания и возрастной психологии.
«Часто мне задают вопрос: ребенку скучно что-либо делать – например, убираться дома. Что с этим делать? Для начала нам с вами нужно решить главный вопрос: какой у ребенка возраст, потому что в разном возрасте ребенку может быть скучно что-либо делать совершенно по разным причинам.
Во-вторых, надо понять: а почему все-таки ребенку скучно. Давайте разберем несколько возможных причин и подумаем, как сделать так, чтобы ребенку трудиться было интересно.
Начнем с того, насколько сами родители радостно умеют трудиться. Когда мы что-либо делаем сами или вместе, много ли у нас радости?
Мама моет посуду – что у нее на лице отображается? Папа что-то помогает по дому, что его попросила мама еще месяц назад, вешает полочку: делает он это с улыбкой или нет – мол, «отвяжись, вот, ты хотела».
Если мы научимся сами трудиться с радостью, это будет замечательный пример и для наших детей. Второй момент – это организация труда. Очень часто организация труда у нас страдает. То есть что это такое?
Мы начинаем ребенка заставлять, понукать, или, что еще хуже – критиковать: то делаешь не так, это делаешь не так, делай так, как я тебе говорю, а я вот как делаю… Естественно, с такой организацией труда никому трудиться не захочется.
Ну, подумайте: сами вы пришли на работу, на производство, и ваш начальник ежесекундно начинает вас критиковать, что вы всё делаете не так. Хочется сказать: ну, делай уже сам, раз ты такой умный!
И, собственно говоря, дети так и делают. Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети трудились, помогали нам, нам нужно научиться не критиковать, а показывать, как это делается правильно, без того, чтобы ребенок чувствовал себя каким-то ущербным или неправильным.
Кроме того, происходит невротизация ситуации, когда само дело, сам труд начинает для ребенка ассоциироваться с критикой от родителей, и, естественно, он ничего делать после этого совершенно не захочет.
Ещё один важный момент: как мы просим. Как мы просим наших детей помочь?
Если мы это делаем в обязательной директивной форме – начинаем доказывать ребенку, что он должен и обязан нам, – то, конечно, реакция будет соответственная.
Если же мы договариваемся с ребенком, если мы учимся его правильно мотивировать, то результат будет совершенно другой.
И здесь мы перешли к следующей теме: это мотивация, как можно заинтересовать ребёнка на труд и взаимопомощь. На самом деле полезных мотивов очень много, и если кто-то думает, что это может быть только некая мотивация «ты мне, я тебе» – то это совершенно неправильно.
Здесь мотивация начинается с того, что труд по дому – это некое совместное дело, особенно это касается детей маленьких. Трех‑, четырех‑, пятилетний ребенок будет рад – совместно делать что-то с родителем для него счастье и огромное удовольствие.
Ребенок – младший школьник тоже с радостью что-то будет делать вместе с родителем. Поэтому, если вы позовете ребенка сделать что-то вместе: пойдем, вместе уберёмся, пропылесосим, я буду делать это, а ты это, или давай вместе помоем посуду, – и при этом вы не будете его критиковать, то у нас будет легкость в отношениях и в настроении, и ребенок наверняка откликнется на вашу просьбу.
Для подростков мотивация может быть более конкретная и более практичная: давай ты сейчас сделаешь это, я пока сделаю то, а потом мы вместе посмотрим фильм.
Или, в конце концов, ребятам постарше нужно объяснить, что у всех есть свои обязанности, нужно их нести и, собственно говоря, твоя обязанность заключается в этом, в этом и в этом. Ты сделаешь – и свободен.
И понимание того, что ребенок в чем-то помогает, и то, что он, сделав это, может быть потом свободен, заниматься своими делами – будет помогать ребенку в том, чтобы конкретно что-либо делать.
Кроме того, мы можем разнообразить наш труд. Можно включить музыку и делать это под музыку. Мы можем с маленьким ребенком устроить какую-то игру, как будто мы готовимся к приезду принца или еще кого-то, и в такой игровой форме вместе что-либо делать.
Но для нас очень важно (и именно с этого я начал), как мы сами воспринимаем труд и работу. Ведь далеко не все привыкли трудиться, и часто труд воспринимают как какую-то страшную, тяжелую необходимость, от которой нужно побыстрее избавиться.
Если вы так воспринимаете труд, то почему вы хотите, чтобы ваши дети воспринимали его по-другому? Поэтому начинаем, как обычно, с себя. Пытаемся, в первую очередь, для себя превратить труд из нудного мероприятия во что-то более позитивное, и учим этому детей.
Соб. инф.
Видео-версия беседы
[ad_2]