[ad_1]
Короткометражный фильм «Тёмная как ночь. Анна Каренина 2019» (режиссёр-постановщик — Радда Новикова, автор сценария — Александр Цыпкин, композитор — Борис Гребенщиков, в ролях — Юлия Пересильд, Максим Суханов, Ингеборга Дапкунайте, Матвей Лыков, Михаил Горевой, Константин Хабенский и др.) опубликован 19 марта 2019 года.
В советских газетах была такая рубрика «Письмо позвало в дорогу». Получив письмо от читателя, рассказавшего о каких-нибудь безобразиях на местах, редакция отправляла в командировку корреспондента, который проводил журналистское расследование, изучал вопрос, общался с неравнодушными гражданами и через полгода в подробном очерке выводил на чистую воду тех, кто мешал нам строить социалистическое отечество.
Письма сейчас уже не те, как, собственно, и дороги (не говоря уже об отечестве). В случае с короткометражкой «Каренина-2019» роль «позвавшего письма» выполнили многочисленные эмоциональные сообщения в соцсетях и в мессенджерах. Людей явно переполняли эмоции по поводу увиденного — недаром смысл большинства писем сводился к фразе «не смотри, там […]». Кроме того, сценаристу Цыпкину доставалось за грубое искажение наследия Льва Толстого, звёздам-актёрам — за то, что связались «с этим авантюристом Цыпкиным», а Борису Гребенщикову — за то, что разрешил использовать свою песню в этом позоре. После такой возбуждённой реакции пришлось «собраться в дорогу» — то есть сесть и внимательно посмотреть 9-минутный ролик.
Эмоциональные посты подготовили зрителя к тому, что будет ужас-ужас-ужас, но на деле ужас всё-таки оказался не троекратным. Первые сцены, где Анна Каренина (Юлия Пересильд) матом орёт на мужа Алексея Каренина (Максим Суханов), а тот ей отвечает ей с бандитской ухмылочкой, действительно могут шокировать. Ненадолго. Потому что действие классической истории перенесено в Москву 2019 года, и внешний антураж диктует героям именно такую манеру действий. Пересильд, Суханов, Ингеборга Дапкунайте, Матвей Лыков действуют не в куртуазных декорациях XIX века, а в мире продажных журналистов, сфальсифицированных уголовных дел и общения на сленге. В этом есть и правда жизни, и главная ошибка сценариста. Картинка получилась ровно такой, какую дают дневные эфиры федеральных телеканалов, где ток-шоу с перемыванием грязного белья звёзд незаметно переходят в сериалы про силовиков и гангстеров, а люди разговаривают так, будто никогда не читали Толстого. Если бы не фамилии персонажей, и не аллюзии на классический сюжет, все бы подумали, что это очередной остросюжетный «фильм категории Г», пусть и с приличными актёрами. А ведь даже в 19-м году XXI века жизнь значительно разнообразнее и шире тех неуютных рамок, в которые её загоняет телевидение. Что касается артистов, то создателям ленты не слишком нужен был их талант — использовались в основном штампы знакомых образов; Пересильд играет у Карениной только истерику, машинист Хабенский привычно добродушно и рассеянно улыбается, а Матвей Лыков, кажется, нужен только для того, чтобы зритель воскликнул: «Да какой же это Вронский?!» (у зрителя ко многим Вронским такой вопрос).
Ну и о главном. Борис Гребенщиков и его песня — прекрасны. В конце фильма звучит композиция «Тёмный как ночь» с альбома «Время N», и под эту музыку суета героев приобретает не только некоторую осмысленность, но и внезапную красоту. Примерно как в соловьёвской «Розе», где все бесновались, а Гребенщиков в шкафу пел про корабль уродов.
«Самый звездный клип в российской рок-музыке, — писал в своем фейсбуке Александр Цыпкин. — Каренину переписал. Меня сожгут. Но Борис Борисович Гребенщиков отмолит». В принципе, так и получилось. Надеюсь, кто-нибудь перемонтирует ролик, оставив в нём только песню и машиниста Хабенского, устремлённого в будущее по Большой Кольцевой линии.
Алексей Мажаев, InterMedia
InterMedia предупреждает: видео содержит ненормативную лексику
[ad_2]