[ad_1]
Подводя итоги года в области медиа, многие из нас единогласно указали бы на Telegram. Весь этот год мы не только оперативно узнавали новости из запрещенного мессенджера, но там же смаковали сплетни и читали грамотную аналитику. И если еще год назад обзоры телеграм-каналов вызывали у многих Сплетниц недоумение, то сейчас многие посты в Блогах — это скриншоты и цитаты именно из «телеги». SPLETNIK.RU и сам ведет маленький, но гордый канал «Сплетни и метафизика», но подвести телеграмные итоги 2018-го мы попросили пионерку светского Telegram — соавтора канала «Антиглянец» Юлию Пош.
Еще два года назад телеграм-каналы были краниками для слива слухов —в основном, политического характера. Инсайдеры полит-тусовочки соревновалась друг с другом — кто быстрее, кто осведомленнее, у кого прямее доступ к «монаршим» телам. Но стремительный рост интереса со стороны широкой аудитории превратил площадку «для своих» в плодороднейшую почву для появления разнопрофильных медиаресурсов нового формата — популярных, влиятельных, но при этом обладающих недоступной для традиционных СМИ роскошью — максимальной свободой от цензуры.
Телеграм превратился в едва ли не главный агрегатор актуальной информации для активной продвинутой аудитории с доходом выше среднего, что подтверждают данные последних социологических исследований —это ли не сбывшаяся мечта маркетологов и львиной доли рекламодателей? До такой жизни мы дошли в том числе и благодаря атакам «Роскомнадзора». Думающая часть населения нашей страны на все запреты со стороны власти исторически реагирует согласно принципу «послушай и сделай наоборот». Тем более если все вокруг — от ведущих новостей на федеральных телеканалах до соседей по лестничной клетке — говорят о «каком-то там» телеграме. «Если блокируют, значит, боятся! Значит, что-то интересное и важное пишут в этих каналах. Дай-ка, скачаю!» — подумал любопытный россиянин и скачал. И подписался, на всякий случай, на все сразу – от «Незыгаря» до «Рынка шкур».
У политических и околополитических каналов быстро организовался свой «Карточный домик». Расклады сил формировались в зависимости от того, кто из больших людей покупал у админов «заказ» или «блок на негатив». А с новоиспеченными светскими, модными и культурными СМИ все оказалось сложнее и интереснее — здесь герои публикаций чемоданами денег и бойцами с арматурой редко располагают, а если и располагают, предпочитают все же не пользоваться без крайней необходимости. Поэтому неполитические телеграм-каналы окутало облако свободы, даже вседозволенности, которое нет-нет, да и мутит иной раз авторам обзор. Но давайте по порядку.
Закулисье «Закулиски»
Цензуры как таковой в телеграмме действительно нет – очень трудно подать в суд на публикацию, размещенную на ресурсе, который как бы заблокировал Роскомнадзор. Вменяемой законодательной базы пока еще нет. Короче, Россия-матушка, спасибо хоть за это. Да и сами законотворцы не скрывают, что теперь начинают утро не с хрустящего номера «Коммерсанта» или «Ведомостей», с мониторинга телеграм-каналов. Причем в зону особого внимания важных персон регулярно попадают, например, и «Антиглянец», и «Закулиска» — знаем точно из первых уст.
У «Закулиски» вообще интереснейший кейс: за год ее админы доказали, что в основу сюжета «Игры престолов» легко могли бы лечь войны и интриги наших деятелей культуры.
Если честно, такого резонанса не ожидали. Но, как оказалось, нет ничего более перспективного в развитии, чем говорить правду,
— признался один из основателей канала.
А резонанс действительно вышел нешуточный – вычислить, кто же сливает инсайды с театральных кулуаров, съемочных площадок, профильных фестивалей и кабинетов минкульта силились в разное время и наследник актерской династии Павел Табаков, и продюсер «Кинотавра» Полина Зуева, и уже бывший глава «Фонда кино» Антон Малышев. И стоит отметить: «Закулиска» сделала немало для того, чтобы последний получил приставку «экс».
Тем не менее семеро смелых (а именно столько человек ведут канал) утверждают, что никакой личной заинтересованности в кабинентных разборках и битвах кланов у них нет — только жажда справедливости:
Человеческая особенность заключается в том, что обижаются на правду. И вместо того чтобы искать админов канала, лучше услышать сигнал и попробовать что-то изменить. Канал потому и стал возможен, что никто ничего не слышит и шарашит свои шняги. Если деанонимизировать одного автора, не факт, что информация исчезнет. Это же не канал одного человека. К тому же деанонимизировать всех наших читателей, которые #нампишут, невозможно.
Говорят, одно «эффективное министерство», неоднократно упоминаемое в постах, даже пыталось выторговать «блок на негатив», но тщетно.
О моде компетентно?
Лавры канала Good morning, Karl! многим не дают покоя. Но если его основательница Катя Федорова может смело опираться на свои опыт, вкус, связи и уровень погружения в тему, то далеко не все ее последователи столь же компетентны. Но зато всегда безапелляционно уверены в себе. Хотя есть и симпатичные «малыши» вроде That’s haute.
Крепкий пример собственного стиля — «Модные хроники злой киски» — остроумно, живо, без претензий на истину последней инстанции и активного самопиара (да, мы им частенько грешим).
Я не то чтобы очень скрываюсь — просто не ору на каждом шагу, что канал был создан мной. Сейчас, в силу некоторых обстоятельств, почти не пишу, но стараюсь следить, чтобы в канале не появлялась ересь, которая никак не вяжется с авторским почерком. Хотя почти каждую неделю у меня появляется мысль удалить его,
—рассказала сама «злая киска». По словам девушки, отечественные фэшн-деятели иронию в свой адрес переносят стойко, даже подхихикивают, но иногда все-таки обижаются:
Саша Терехов нервничал, что по его коллекциям постоянно на самосвале проезжаются. На самом-то деле чаще всего под обстрел попадали ответвления от основной линии, а платья за миллион нам очень даже нравятся. Еще человек из фейсбука Олег Шаран украл у нас контент, а когда мы посмеялись над этим, прислал огромное письмо с угрозами, вызвавшими у нас тахикардию.
К слову, о новом «ответвлении» «Русмоды» — Ololol Terekhov girl — «злая киска» отзывалась исключительно положительно: комплиментов Оксане Лаврентьевой хватило аж на шесть постов.
Канал неплохо монетизируется: основательница не скрывает, что рекламный пост стоит 25 тысяч рублей — ценник, отпугивающий мелких рекламодателей, а вот компании вроде Mercury не смущаются. На лавры модного критика претендует и канал Mur, автор которого одинаково часто и размещает рекламу у себя, и покупает ее на сторонних популярных площадках (и подозревает в ангажированности, продажности и предвзятости остальных — девушке мерещатся то конверты с деньгами, то бартерный кутюр Ulyana Sergeenko).
Только никому… хотя нет, говори
Формат светских сплетен и горячих новостей в телеграмме прижился мгновенно. Никаких сложных версток, согласований и модераций — увидел/услышал/щелкнул, написал и опубликовал. Понятно, что инсайды приходится проверять (что делают далеко не все), но информация частенько приходит авторам из первейших рук. Особенно если они по долгу службы регулярно пересекаются с селебами. Так случилось, например, с Юлией Бабуриной:
Мы профессионально делаем новости про шоу-бизнес и светскую тусовочку для каналов «Ю» и «МУЗ-ТВ». Сначала поняли, что знаем намного больше, и затеяли программу «Сплетница» — для всевозможных слухов и домыслов. И быстро осознали, что и этот формат не позволяет озвучить: а) все; б) оперативно. Так и пришло решение завести еще «тележку». А лицом выбрали меня, как главную gossip-girl редакции. Теперь наша агентурная сеть распространяется дальше любимого отдела, с нами под грифом «Только никому…» делятся новостями и сплетнями пиарщики, сами звезды и крутые журналисты.
Разве что «о мужчинах в бриони и на майбахах» из мира большой политики Юля и ко, по собственным словам, принципиально не пишут. Зато о дамах сердца сильных мира сего — сколько угодно.
Детище Бабуриной сотоварищи растет не очень быстро (по телеграмным меркам), но уверенно: новых подписчиков каналу «Только никому…» стабильно приносили эксклюзивы об экстренной операции Светланы Лободы, скандальном разводе главреда «МК» Павла Гусева, романе Элджея и Насти Ивлеевой и второй беременности Елизаветы Боярской. Угрозы от героев пока не поступали, но многие из них, возможно, просто еще не освоили «тележку».
Охотники за шкурами
Пока в инстаграме формистые блогерши-миллионницы купаются в лайках и комплиментах, в телеграме их линчуют за оказание интим-услуг. Главный «охотник на ведьм» — канал «Рынок шкур». Но не стоит принимать на веру абсолютно все, что постит админ: формат «напишите мне в директ все, что знаете про…» вполне допускает банальную клевету – присылаемая информация, судя по всему, далеко не всегда проверяется. А доносчики, преимущественно из крошечных провинциальных городов, анонимно зубоскалят про бывших землячек: «Была из простой семьи, а сейчас гоняет на «феррари» по Эмиратам — как пить дать, эскортит». Но время от времени представительницы первой древнейшей профессии в постах тем не менее мелькают. И львиную часть аудитории РШ, подозреваю, составляют как раз вип-путаны, а также их потенциальные/реальные клиенты. Последние теперь в курсе, к кому из топ-блогеров можно подъехать с нескромными предложениями и на какой бюджет рассчитывать.
Самозванцы атакуют
Одни знаменитости — вроде Ксении Собчак, Тины Канделаки и Сергея Минаева — активно и под своими именами окучивают телеграм-аудиторию, а за других это делают «доброжелатели». Самые заметные из аккаунтов-самозванцев — «Небожена» и «Рыбка».
«Небожена» — страшный сон любимицы Сплетниц Божены Рынски. Причем многие читатели до сих пор уверены, что канал ведет, собственной персоной, Божена Львовна — туда ведь действительно дублируются некоторые фотографии и посты из ее фэйсбука. Но нет, если б автором действительно была супруга Игоря Малашенко, жирных инсайдов было бы в разы больше. Да и по стилю постов легко увидеть разницу.
Что касается «Рыбки», которую якобы ведет небезызвестная девушка пониженной социальной ответственности прямо из тайской тюрьмы (хотя всем вроде понятно, что, конечно же, это невозможно)… Я честно какое-то время читала ее «разоблачительные» посты по поводу чиновников, банкиров, их любовниц и прочих причастных, но отписалась – уж слишком грубую манеру изложения выбрал админ. От оборотов про «пельмени» и «вареники» из отдельных постов и вовсе начинает подташнивать. Зато интерес к одноименным высококалорийным блюдам пропал совсем — хоть какой-то плюс.
С чувством меры у некоторых товарищей и так проблемы, а телеграмная вседозволенность и вовсе усугубила ситуацию — в стремлении хайпануть и набрать как можно больше подписчиков многие админы перегибают палку до хруста. Так что, коллеги, не забывайте: ирония, уместно использованная, — признак ума, а вот оскорбления и грубость — показатель, скорее, его отсутствия. Ну и, конечно, скачивайте Telegram, читайте «Антиглянец», а этот текст заряжен на богатство и первоклассный секс.
[ad_2]